Почему игра лучше тренинга

Рынок профессионального обучения постоянно трансформируется. На форматы обучения влияет поколение миллениалов. Влияет развитие цифровых технологий, приходящее на помощь бизнес-тренерам.

Сейчас стало модно проходить онлайн-обучение. Удобно, никуда ездить не надо, главное иметь смартфон и мобильный интернет. Ну и, конечно, осознанное желание учиться. А то все чаще бывает такая ситуация: начальство купило работнику онлайн-курс, он получил сертификат за эти деньги…а видеокурс и не открывал ни разу. При этом начальство надеется на сознательность несознательных. И ждет новых свершений от человека, который, якобы, повысил свои компетенции.

Или заказывается серия «тренингов» для сотрудников. А по факту сидят 40 человек в кабинете на 15 посадочных мест без вентиляции и окна. Руководство премию выписывают HR-директору: денег сэкономили! Можно из 1 шкурки 13 шапок? Конечно, можно…13 наперстков. Забыли сегодняшние организаторы этот поучительный мультик. Результат: хозяйские деньги потрачены, сотрудники проспали рабочий день, тренер вместо тренинга провел лекцию на тему «Есть ли жизнь на Марсе» или «Давайте помолчим» (разницы никакой, потому что в подобных условиях внимание участников теряется на третьей минуте). Сертификаты получены, а владелец бизнеса через некоторое время начинает понимать, что его, мягко говоря, обманули. Деньги взяли, а научить забыли. Кто виноват? Конечно, тренера не того взяли. Или, вообще, тренинги себя изжили. А по сути, в попытках сэкономить заплатили дважды. Как в свое время приговаривал Балда с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

Ну, нет лишних денег! Понимаю. Сама, будучи коммерческим директором, постоянно находилась в раздумьях. Вариантов много, но везде нужно учитывать нюансы:

  • Вариант 1. Научить много сотрудников в корпоративном формате, то есть пригласить какого-то тренера на вашу территорию. Риски: бизнес-тренер, рекомендуемый бизнес-школой, профессионально, но дорого. Самим искать в интернете бизнес-тренера опасно, т. к. написать можно что угодно, а кто даст гарантии? Я, будучи КД, испробовала несколько тренеров, выбрала того, кто максимально отвечал моим потребностям, и работала только с ним.
  • Вариант 2. Двух сознательных сотрудников послать на открытый семинар в бизнес-школу. Риски: сотрудник не умеет учиться. Бывает так, что сотрудник хороший, но после всех тренингов приезжает со словами: «Да чему они там меня смогут научить? Я и так все это знал». И думаешь, то ли проспал весь тренинг, то ли действительно было все известное (что вряд ли), то ли не умеет малый принимать новое через обучение, только через опыт. Другой риск, что сам учиться может, а вот с передачей знаний туго. Как та собака, понимает, а сказать не может.
  • Вариант 3. Купить онлайн-курс известного бизнес-тренера и посадить всех сотрудников перед экраном. Риски: как потом понять, кто из сотрудников что услышал. Нет практических упражнений, нет понимания усвояемости материала. Нет отчета тренера, нет рекомендаций.
  • Вариант 4. Нанять штатного тренера. Риски: дороговатое удовольствие, если нет необходимости в постоянном обучении или шеф взял курс на экономию, это выход.

Вариантов много. Главное, помните классику и подходите к вопросу обучения рационально (помним аксиому управленческого решения: думаем о деле, людях и поле власти), а не только с точки зрения экономии денег или освоения бюджета.

Вообще, теоретические семинары все больше уходят в небытие. Сейчас люди не хотят учиться, а хотят в игровой форме воспринимать материал. Недавно испробовала с постоянным клиентом бизнес-игры. Понравилось, советую. Тема – командообразование.

Каждая игра показывает наличие (или отсутствие) определенных навыков, необходимых в работе. Мы проводили для продавцов. Всего 5 игр, не связанных с реальной работой, а сколько информации к размышлению. За полдня посмотрели стратегии взаимодействия участников, стиль лидерства, уровень управления временем, стратегию продаж, уровень выяснения потребностей, уровень подготовки коммерческого предложения, сложности и слабости в продажах, уровень презентационных навыков, уровень подготовки к переговорам, умение находить слабые стороны в позиции другой стороны, стратегии переговоров, уровень конфликтности.

Обязательно записывайте на видео. Я всегда пишу, т. к. в момент проведения игры много чего остается «за кадром». Две команды, не все успеваешь заметить. Я пишу на двух камерах, одна камера на команду. Потом смотрю, когда делаю отчет. Люди в игре раскрываются иначе, не так, как на семинарах и тренингах.

Результат превзошел все ожидания: учредитель увидел много интересного про своих сотрудников (он присутствовал при игре), штатному тренеру по окончании игры я составила план на год вперед (у штатного тренера глаз замыливается, не всегда понятно, что еще надо бы рассказать), а участники выплескивают эмоции в командообразовании, в процессе игры сами понимают, где у них слабые места, поэтому потом на штатных тренингах более внимательно слушают.

Так что выбирайте формат обучения согласно своим целям и своему кошельку. Помните о рисках, которые есть в каждом формате. И о людях, которых обязательно необходимо развивать.

– А если я их обучу, и они уйдут?

– Бойтесь того, что вы их не обучите, и они останутся…

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

"Двух сознательных сотрудников послать на открытый семинар в бизнес-школу. Риски: сотрудник не умеет учиться. Бывает так, что сотрудник хороший, но после всех тренингов приезжает со словами: «Да чему они там меня смогут научить? Я и так все это знал» - пишет автор.

Многие даже самые сознательные воспринимают теоретические наставления избирательно.Мозг вообще склонен к работе в системе рядопологания - знакомое он присоединяет к уже известной информации, которая храниться отформатированная в его памяти, а совершенно новое - воспринимает только на 5-10% и чтобы это осталось в памяти необходимо повторение как минимум 5 раз. Может поэтому сотрудники возвращаются с курсов с уверенностью - "Я и так все знал!"



Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

На мой взгляд ролевые игры являются одним из методом, формой тренинга. Игра и есть тренинг.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.